Зачем и как анализировать центральные банки и денежную политику под опционы

Рейтинг брокеров бинарных опционов за 2020 год:

Центральные Банки знают что делают?

Ни для кого не секрет, что Центральные Банки западных стран проводят очень странную кредитную политику. Очень трудно поверить, что после 11 лет низких процентных ставок они не знают о последствиях своих действий. Мировой долг достиг $246,5 трлн.

Как вы думаете, возможно ли, что кто-то где-то воспроизводит текущие условия с единственным намерением привести ситуацию к долгосрочной катастрофе? Ведь Центральные Банки нанимают на работу наиболее квалифицированных и наиболее хорошо образованных экономистов, которые имеют доступ ко всем реальным статистическим данным. Почему-то я начал сомневаться в их мотивах. Зачем и с какой целью это все делается?

Было бы очень интересно узнать, что по этому поводу думаете Вы, дорогие читатели Политикуса.

Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться или восстановить пароль от аккаунта, если Вы его забыли.

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Влияние денежной массы на инфляцию и денежно-кредитная политика центральных банков

ВЛИЯНИЕ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ НА ИНФЛЯЦИЮ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное управление и финансы»

Орловский государственный технический университет

В статье рассматривается роль денег в проведении денежно-кредитной политики и в США, Еврозоне. Анализ влияния денежных агрегатов на инфляцию позволил выявить сильную взаимосвязь, как в Еврозоне, так и в России. Это позволяет использовать европейский опыт денежного таргетирования в России.

Ключевые слова: денежная масса, инфляция, денежно-кредитная политика.

Список русскоязычных брокеров:

INFLUENCE OF MONEY SUPPLY ON INFLATION AND MONETARY AND CREDIT POLICY OF CENTRAL BANKS

In the clause the role of money in carrying out of a monetary and credit policy and in the USA, the Euro area is considered. The analysis of influence of monetary aggregates on inflation has allowed to reveal strong interrelation, both in the Euro area, and in Russia. It allows to make use of the European experience monetary таргетирования in Russia.

Keywords: money supply, inflation, a monetary and credit policy.

Экономисты-теоретики сегодня выделяют несколько главных видов инфляции. Инфляция спроса — избыток совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства. (Есть спрос — нет возможности адекватно увеличить производство.) Инфляция предложения (издержек) означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства. (Цены на сырье и расходы на оплату труда растут, адекватного роста производительности труда не происходит, нет и увеличения производства.) Различают также финансовые (монетарные) и иные факторы инфляции. Центральные банки во всех странах проводя денежно-кредитную политику отвечают за финансовые факторы. Именно финансовые факторы инфляции большинство экономистов считают первостепенными, а некоторые и единственными.

В основе проведения денежно-кредитной политики лежат две различных точки зрения в отношении денег. Первая состоит в том, что для долгосрочной цели таргетирования инфляции необходим соответствующий темп роста предложения денег. Вторая считает, что короткие процентные ставки заставляют регулировать инфляцию без использования денежных агрегатов.

То, какой подход имеет больше смысла, является в значительной степени эмпирической проблемой. Полноценность подхода из денежных агрегатов зависит от существования денежных агрегатов с устойчивой и причинной связью к инфляции и возможностью центрального банка управлять ими в долгосрочном периоде.

Подход, использующий процентные ставки требует, чтобы органы управления были в состоянии влиять на ожидания будущих краткосрочных процентных ставок и достоверно оценивать эффект ожидаемых движений процентных ставок на экономическую активность и инфляцию.

В денежном подходе роль денег в денежно-кредитной политике может быть описана, используя “уравнение обмена”.

В символах, уравнение обмена может быть выражено следующим образом:

где Pi – цена товара,

Qi – количество товара,

M — денежная масса,

V – скорость обращения денег.

Долгосрочные отношения между деньгами и номинальными расходами зависит от долгосрочной стабильности скорости обращения. Кроме того, если долгосрочный реальный рост производства устойчив и предсказуем, уравнение обмена определит долгосрочные отношения между денежным ростом и инфляцией.

Долгосрочный реальный рост производства, или потенциальный рост, независим от денежно-кредитной политики и определяется ростом в рабочей силе и ростом производительности. Правительственные управленцы могут достигнуть долгосрочной цели инфляции, если они могут достигнуть соответствующих темпов роста денежной массы.

Например, если долгосрочный реальный темп роста экономики был 3 процента, рост скорости обращения денег был равен нулю, устойчивый 5-процентный темп роста денежной массы в конечном счете был бы связан с 2-процентным темпом инфляции. Ускорение в денежном росте от 5 процентов до 7 процентов было бы тогда связано с ускорением в инфляции от 2 процентов до 4 процентов.

Темп роста денежной массы, в теории, может также помочь чиновникам предсказывать номинальный рост расходов. Перевод денежного подхода от теории до практики требует возможность измерить денежную массу. Практически, центральные банки приняли много альтернативных эмпирических определений денег.

Они колеблются от узких агрегатов такие как M1 к более широким совокупностям, такие как M2 в Соединенных Штатах и M3 в области Евро. Ни один из этих измерителей не является совершенным, и их скорость обращения не имеет тенденции быть устойчивой в течение долгосрочного периода.

По крайней мере, в Соединенных Штатах, скорость денег не доказала что является устойчивым и предсказуемым для любой меры предложения денег.

При подходе, использующем регулирование процентной ставки, эта неустойчивость не является проблемой, потому что управленцы могут регулировать инфляцию через свое влияние на текущие и ожидаемые будущие краткосрочные процентные ставки.

Центральный банк обеспечивает уровень инфляции ориентируясь на долгосрочную цель инфляции с помощью пересмотра краткосрочных процентных ставок в течение долгосрочного периода. Таким образом, в то время как денежно-кредитная политика проводится без отношения к денежной массе, она остается важной в определении долгосрочных темпов инфляции.

Денежный рост и инфляция все еще могут быть сильно коррелированны в долгосрочном периоде. Но денежный рост не предоставит дополнительной информации управленцам о будущей инфляции, так как он уже не включен в наблюдаемые индикаторы инфляции по крайней мере в Соединенных Штатах.

ФРС И ЕЦБ в настоящее время рассматривают роль денег в денежно-кредитной политике очень по-разному. Для Федеральной Резервной системы, денежные агрегаты являются переменными индикаторами как и несметное число других, которые используются для подсказок о перспективе для определения экономической активности и инфляции. Для EЦБ, у денежных агрегатов, есть особый статус учитывая значительный их вес в обсуждении политики.

Целью денежно-кредитной политики Федеральной Резервной системы является максимально жизнеспособный рост со стабильностью цен. Федеральная Резервная система стремится достигнуть эту цель через ее влияние на ставку федеральных фондов. Чтобы влиять на ставку федеральных фондов, ФРС проводит операции на открытом рынке, которые затрагивают поставку денег. Но денежная масса не имеет никакакой специальной роли в достижении FOMC его желаемой цели по ставке федеральных фондов. Вместо этого денежные совокупности рассматриваются как дополнительная информация, точно так же, как другие экономические показатели.

Это вас удивит:  BNB Options - отзывы о брокере БНБ

Федеральная Резервная система в настоящее время собирает данные, и исследует поведение, по двум денежным совокупностям — M1 и M2.

Хотя Федеральная Резервная система посвящает значительное усилие пониманию поведение денежной массы, ни M1, ни M2, не играют специальной роли, когда дело доходит до обсуждения политики и приятия решений. Иногда в публично выпущенных документах, денежные агрегаты вообще не упоминаются как фактор в будущей экономической активности или инфляции.

Роль денег является намного более важной в ЕЦБ. Главная цель денежно-кредитной политики ЕЦБ состоит в том, чтобы поддержать стабильность цен, определяется она как темпы инфляции ниже, но близко к 2 процентам на среднесрочный период. Анализ, проводимый ЕЦБ, основан на двух составляющих — экономический анализ и денежный анализ. Эти два атрибута используются в организации для оценки и перепроверке информации для того, чтобы оценить риски для стабильности цен.

Атрибут экономического анализа принимает форму всеобъемлющей экономической оценки. ЕЦБ идентифицирует и анализирует экономические шоки и циклическую динамику экономической активности и инфляции. Производит прогнозы инфляции и экономической активности на два — три года. Анализ подобен анализу политики, проводимый в Федеральной Резервной системе и в других центральных банках.

Денежный аналитический атрибут, у которого нет никакой копии в федеральном резерве, состоит из подробного анализа значений денег и кредитных событий для инфляции и экономической деятельности. Анализ содержится в Ежеквартальной Денежной Оценке (QMA). Этот документ анализирует события в денежных агрегатах, чтобы понять их значения для инфляции и денежный политики.

Наконец, анализ включает информацию от множества источников в дополнение к денежным агрегатам, включая диапазон финансовых активов, цены, и доходы.

QMA использует с переменным акцентом в течение долгого времени три главных типа из аналитических инструментов. Первый инструмент является моделью денежного спроса. Второй инструмент является поверхностным анализом влияния факторов денежного роста, не указанных в модели спроса денег. Третий инструмент является сокращенной формой основанный на денежном прогнозе инфляции.

Модели денежного спроса. Начиная с самого начала ЕЦБ оценивал денежные события относительно “справочной оценки” для роста в денежном агрегате M3. M3 является самым близким в Еврозоне денежным агрегатом к M2 в Соединенных Штатах.

В состав денежного агрегата М3 входят наличные деньги в обращении, депозиты овернайт, краткосрочные депозиты и долговые обязательства со сроком погашения до двух лет, соглашения об обратном выкупе и фонды денежного рынка. У включенных в M3 активов есть высокая степень ликвидности и ценовая уверенность.

Ориентир для роста M3 был установлен в 4,5 процента ежегодно в 1998 и остается таким и сегодня. Отклонения денежного роста от его справочного значения служит «спусковым механизмом» для дальнейшего анализа, чтобы идентифицировать источник отклонения и его значения для будущей инфляции. Начальная точка в анализе является моделью денежного спроса.

ЕЦБ использует диапазон денежных моделей спроса. Применяются долгосрочные отношения, в которых денежный спрос зависит от таких фундаментальных факторов как реальный ВВП и «спред» между краткосрочными рыночными процентными ставками и процентной ставкой, выплачиваемой по активам M3. Спрос на деньги, как предполагается, увеличивается с реальным ВВП и снижается когда ставки повышаются относительно нормы доходности на M3.

Денежные модели спроса используются в ECБ различными способами.

Во-первых, они помогают подтвердить сигналы от экономического анализа ЕЦБ. Например, сильный денежный рост мог бы быть приписан к среде низкой процентной ставки и быстрому реальному росту ВВП. В этом случае, и денежный анализ и экономический анализ послал бы дополнительные сигналы о текущих экономических условиях.

Во-вторых, анализ денежных моделей спроса используется, чтобы различить преходящие движения в денежном росте от более длинно-управляемых трендов.

В-третьих, денежные модели спроса обеспечивают точку отсчета для того, чтобы оценить совокупный эффект прошлого денежного роста на уровень общей ликвидности в экономике.

Второй инструмент, используемый ЕЦБ в его денежном анализе — поверхностное исследование движений в M3. ЕЦБ признает то, что факторы вне структуры денежного спроса могут влиять на денежный рост в среднесрочном периоде. ЕЦБ рассчитывает корректированный ряд данных M3, который удаляет от M3 особенные движения. Получающийся ряд данных упоминается как M3C для «исправленного» M3.

Три типа поверхностных корректировок агрегата М3 были сделаны. Первый тип корректировки вследствие технических факторов. Для примера, когда ЕЦБ вводил процентные резервные требования в Еврозоне в 1999. Резервы были резко сокращены и банки в некоторых странах переместили активы из-за границы. Получающийся скачок в M3 был оценен как разовое изменение, которое оказало небольшое потенциальное влияние на перспективу инфляции.

Второй тип корректировки обращается к “определенным статистическим проблемам” в денежных данных. Лучший пример такой корректировки произошел, в середине 2000 года, когда с началом покупок из Азии различных рыночных инструментов главным образом финансовых учреждений Еврозоны, чтобы диверсификации свои портфели. Эти покупки оказывали значительное влияние на M3, но вряд ли будут связаны с наращиванием инфляционного давления.

Третий тип корректировки отражает “экономическое поведение … не объясненное обычными детерминантами спроса денег”. Например, усиленная экономическая неуверенность с конца 2000 до середины 2003 года, связанная с падающими ценами на собственный капитал и геополитическую неуверенность. Инвесторы продали акции и купили активы M3, такие как инвестиционные фонды денежного рынка. Эти изменения портфеля, как думали, были временными.

Отличающаяся роль денег в Федеральной Резервной системе и ЕЦБ в денежно-кредитной политике может быть приписана двум главным объяснениям.

Во-первых, ЕЦБ и Федеральная Резервная система имеют очень отличающиеся институциональные истории, особенно ЕЦБ, который является относительно новым центральным банком.

Во-вторых, как эмпирический вопрос, денежные агрегаты были более тесно связанны с инфляцией в Еврозоне, чем в США в среднесрочном и долгосрочном периоде.

У Федеральной Резервной системы и ЕЦБ есть различный исторический опыт использования денег в денежно-кредитной политике. Федеральная Резервная система увеличивала внимание на денежном росте во время периода высокой инфляции в 1970-ых и в начале 1980-ых годов, до и после этого периода денежная масса не имела центрального значения в денежно-кредитной политике FOMC. В ранней истории Федеральной Резервной системы даже не существовало надежной статистики по денежной массе.

Возрастающая инфляция в 1970-ых годах привела к увеличивающемуся акценту на контроле денежной массы в Федеральной Резервной системе как способу противостоять инфляционному давлению. Например, в 1970 году FOMC добавил условие к проводимой политики, чтобы денежный рост не отклонился значительно от проектирования. В 1974 году комитет начал указывать диапазоны допуска для роста M1 и M2. В 1975 году, под руководством Конгресса FOMC начал сообщать о годовом целевом диапазоне по различным видам денег и кредитным совокупностям включая M2. Однако денежный рост часто промахивался мимо цели, и инфляция увеличилась.

Это вас удивит:  Как выигрывать на бинарных опционах отзывы, стратегии, рекомендации

Политика, которая некоторое время была успешна, разбилась в начале 1980-ых годов, когда введение свободно обращающихся приказов об изъятии средств со счетов (NOW accounts) вызвало непредсказуемые отклонения М1 от его исторического уровня. Позже, другие финансовое инновации, такие как увеличенная доступность и сокращение стоимости акций и облигационных инвестиционных фондов принудили домохозяйства перемещать фонды из M2 в другие активы. В результате FOMC прекратил установление целевых диапазонов для денежных агрегатов. Однако последствия эти далеко не однозначны.

Рисунок 1: Коэффициент корреляции за 10-летний период с лагом в 11 кварталов

Напротив, ЕЦБ перенял традиции немецкого Бундесбанка, где денежный рост был всегда запланированным. Если экономические агенты ожидают, что центральный банк установит стабильность цен, то они не будут встраивать свои инфляционные ожидания в цену и установление заработной платы.

Эмпирическое доказательство предполагает, что деньги являются более полезным индикатором будущей инфляции в Еврозоне, чем в Соединенных Штатах. Во-первых, корреляция между денежным ростом и инфляцией больше в Еврозоне. Во-вторых, отношения между номинальными расходами и денежным ростом более устойчивое в Еврозоне, чем в Соединенных Штатах. И, в-третьих, в отличие от Соединенных Штатов, в Еврозоне денежный рост помогает предсказать инфляцию в простых моделях регресса. Было дано множество объяснений для этих эмпирических результатов.

Корреляция денежного роста и инфляции. ЕЦБ полагается в большей степени, чем Федеральная Резервная система на денежные совокупности, так как исторические отношения между денежным ростом и инфляцией были более сильные в Еврозоне чем в Соединенных Штатах. Хотя денежный рост и инфляция коррелированы в долгосрочном периоде и в США и в Еврозоне, корреляция выше в Еврозоне. В дополнение, в среднесрочном периоде корреляция денежного роста и инфляция в Еврозоне намного выше.

В Соединенных Штатах корреляции между денежным ростом и инфляцией является относительно низкой в среднесрочном периоде, но повышается при увеличении срока.

На рисунке 2 представлена инфляция и денежный рост для Соединенных Штатов с 1959 по 2020 год поквартально. Мерой инфляции является данные по CPI, мерой денежной массы является пересчитанный на год ежеквартальный темп роста M2.

Рисунок 2: Инфляция и прирост М2 в США

Корреляция между инфляцией и денежным ростом обозначена коэффициентом корреляции.

Таблица 1- Коэффициент корреляции между приростом М2 и инфляцией в США

Денежно-кредитная политика ЦБ

Кредитно-денежная политика

Денежно-кредитная политика — это совокупность мероприятий центрального банка и правительства в области денежного обращения и кредита.

Денежно-кредитная политика центрального банка (монетарная политика) — это совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов с целью достижения ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темпов экономического роста, укрепления денежной единицы.

Монетарная политика являтеся важнейшим элементом макроэкономической политики.

Все воздействия отражаются на величине совокупного общественного продукта и национального продукта.

Основные цели кредитно-денежной политики государства:

  • Сдерживание инфляции
  • Обеспечение полной занятости
  • Регулирование темпов экономического роста
  • Смягчение циклических колебаний в экономике
  • Обеспечение устойчивости платежного баланса

Принципы денежного и кредитного регулирования экономики

Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется на основе принципа компенсационного регулирования, который предполагает следующее:

  • политику денежно-кредитных рестрикций, которая предполагает ограничение кредитных операций путем повышения норм резервирования средств для участников кредитной системы в центральном банке; повышения уровня процентных ставок; ограничения темпов роста денежной массы в обращении по сравнению с товарной массой;
  • политику денежно-кредитной экспансии, которая предполагает стимулирование кредитных операций; снижение норм резервирования для субъектов кредитной системы; падение уровня кредитных ставок; ускорение оборачиваемости денежной единицы.

Инструменты монетарной политики

Разработка и реализация кредитно денежной политики — важнейшая функция центрального банка. Он обладает возможностью влиять на объем денежного предложения в стране, что в свою очередь позволяет регулировать уровень производства и занятости.

Основные инструменты центрального банка в реализации кредитно-денежной политики:

  • Регулирование официальных резервных требований
    Является мощным средством воздействия на предложение денег. Величина резервов (часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах центрального банка) во многом определяет его кредитные возможности. Кредитование возможно если у банка достаточно средств сверх резерва. Таким образом увеличивая или уменьшая резервные требования ЦБ может регулировать кредитную активность банков и соответственно влиять на предложение денег.
  • Операции на открытых рынках
    Основным инструментом регулирования предложения денег являтеся покупка и продажа ЦБ государственных ценных бумаг. При продаже и покупке ценных бумаг ЦБ пытается взодействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков предалагая выгодные проценты. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков, тем самым способствуя увеличению кредитования и соответственно росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг ЦБ приводит к обратным последствиям.
  • Регулирование учетной ставки процента (дисконтная политика)
    Традиционно ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента. Изменяя учетную ставку процента центральный банк воздействует на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в кредитовании населения и предприятий.

Факторы, влияющие на спрос, предложение и процентную ставку, можно объединить под названием «инструменты денежно-кредитной политики». К ним относятся:

Процентная политика Банка России

Центральный банк устанавливает минимальные процентные ставки по осуществляемым им операциям. Ставка рефинансирования — это ставка, по которой предоставляется кредит коммерческими банками, или это ставка, по которой Центральный банк осуществляет переучет у них векселей.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики, используя при этом в качестве инструмента учетную ставку. Процентные ставки банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.

Процентная политика кредитных учреждений, являясь частью национальной денежно-кредитной политики, оказывает существенное влияние на развитие национальной экономики, ее стабильность. Коммерческие банки обычно свободны в выборе конкретных ставок по кредитам и депозитам и в качестве ориентиров при осуществлении процентной политики используют некоторые индикаторы, отражающие состояние краткосрочного денежного рынка. С другой стороны, центральный банк в процессе таргетирования устанавливает промежуточные цели денежно-кредитной политики, на которые он может воздействовать, а также конкретные инструменты для их достижения. Это может быть ставка рефинансирования или процентные ставки по операциям центрального банка, на основе которых формируется ставка краткосрочного межбанковского кредитования, и т.д.

Проблемы выделения факторов, влияющих на процентную политику коммерческих банков, волновали специалистов еще со времен становления экономической теории. Однако ответы на многие вопросы не найдены до сих пор. Современные исследования, направленные на выявление оптимальных правил осуществления национальной денежно-кредитной политики, в большей степени основываются на эконометрических моделях.

Это вас удивит:  Линии тренда

В теории и практике рассматриваются методы прямого и косвенного регулирования национальной денежно-кредитной политики. С точки зрения процентной политики в узком смысле (ставки по кредитным и депозитным операциям, спрэд между ними) инструментом ее прямого регулирования является установление центральным банком ставок процентов по кредитам и депозитам коммерческих банков, инструментами косвенного — установление ставки рефинансирования и ставки по операциям центрального банка на денежном и открытом рынках.

Процентные ставки по кредитам и депозитам как инструменты прямого регулирования в мировой практике применяются не часто. Так, например, Народный банк Китая устанавливает такие ставки, которые считаются индикативными для банковской системы. При этом политика банка направлена на снижение спрэда, который в первой половине 2006 г. составлял 3,65%, а к концу 2009 г. — 3,06%, что свидетельствует о достаточной ликвидности банковской системы Китая.

Во многих странах, в том числе и в России, ставка рефинансирования стала в большей степени индикативным показателем, дающим экономике лишь приблизительный ориентир стоимости национальной валюты в среднесрочной перспективе, поскольку она находится в неизмененном состоянии длительное время, тогда как реальные ставки на денежном рынке меняются каждый день.

Нормативы обязательных резервов

По существующему законодательству коммерческие банки обязаны отчислять часть привлеченных средств на специальные счета в Центральном банке.

С января 2004 г. Центральным банком установлены следующие размеры отчислений в фонд обязательного резервирования Банка России: по счетам в рублях юридических лиц и иностранной валюте граждан и юридических лиц, а также по рублевым счетам граждан — 3,5%.

Максимальная величина отчислений, т. е. нормативы обязательных резервов, составляет 20% и единовременно не может изменяться более чем на 5%.

Данный норматив позволяет Банку России регулировать ликвидность банковского сектора.

Резервы служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке, с одной стороны, и ограничителем эмиссии кредитных денег — с другой.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскивать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

Операции на открытом рынке

Операции на открытом рынке, под которыми понимаются купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, корпоративных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается советом директоров.

В соответствии с законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 27 октября 2008 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)» Банк России имеет право покупать и продавать векселя, имеющие товарное происхождение со сроком погашения не более 6 месяцев, покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и прочие ценные бумаги со сроком погашения не более 1 года.

Рефинансирование

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

Рефинансирование банков осуществляется посредством предоставления внутридневных кредитов, кредитов овернайт и проведением ломбардных кредитных аукционов на срок до 7 календарных дней.

Валютное регулирование

Валютное регулирование следует рассматривать с двух сторон. С одной стороны, Центральный банк должен следить за законностью проведения валютных операций, с другой — за изменением валютного курса национальной денежной единицы по отношению к другим валютам, не допуская существенных колебаний.

Один из методов воздействия на валютный курс — проведение центральными банками валютных интервенций или девизной политики.

Валютная интервенция — это продажа или покупка Центральным банком иностранной валюты на валютном рынке с целью воздействия на валютный курс и на суммарный спрос и предложение денег. К ним, очевидно, следует отнести и сделки по купле-продаже драгоценных металлов на внутреннем рынке РФ, порядок совершения которых регулируется письмом ЦБ РФ от 30 декабря 1996 г. № 390.

Основные задачи политики валютного курса в России — это укрепление доверия к национальной валюте и пополнение золотовалютных резервов. В настоящее время денежная база полностью обеспечена золотовалютными резервами.

Прямые количественные ограничения

Под прямыми количественными ограничениями Банка России принимаются установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с правительством РФ.

Ориентиры роста показателей денежной массы

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В России основным агрегатом служит денежный агрегат .

На сегодняшний день денежно-кредитная политика центробанков ориентируется на монетаристские принципы, где перед Центральным банком ставится задача жестко контролировать денежную массу, обеспечивая устойчивый, постоянный и долгосрочный темп роста количества денег в экономике, равный темпу роста ВВП.

Среди иных факторов, влияющих на спрос, предложение и процентную ставку, можно выделить:

  • ситуацию в реальном секторе экономики;
  • доходность от вложения средств в производство;
  • ситуацию в других секторах финансового рынка;
  • экономические ожидания хозяйствующих субъектов;
  • потребность банков и других хозяйствующих субъектов в денежных средствах для поддержания своей ликвидности.

Политика дешевых и дорогих денег

В зависимости от экономической ситуации в стране, центральный банк проводит политику дешевых или дорогих денег.

Политика дешевых денег

Характерная для ситуации экономического спада и высокого уровня безработицы. Её цель сделать кредитные деньги более дешевыми, тем самым увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость.

Для проведения политики дешевых денег центральный банк может уменьшить учетную ставку процента по кредитам для коммерческих банков или осуществить покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке или уменьшить норму резервных требований, что позволило бы увеличивать мультипликатор денежного предложения.

Политика дорогих денег

Проводится с целью снизить темпы инфляции с помощью сокращения совокупных расходов и ограничения денежного предложения.

Включает следующие мероприятия:

  • Повышение учетной ставки процента. Коммерческие банки начинают меньше брать кредитов у ЦБ, следовательно предложение денег сокращается.
  • Продажа центральным банком государственных ценных бумаг.
  • Увеличение нормы резервных требований. Это позволит сократить избыточные резервы коммерческих банков и уменьшит мультипликатор денежного предложения.

Все вышеперечисленные инструменты кредитно-денежной политики относились к косвенным (экономическим) методам воздействия. Помимо данных общих методов денежно-кредитного регулирования цельнальный банк используется и прямые (административные) методы, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита. Например, прямое ограничение размеров банковских кредитов на потребительские нужды.

Денежная политика имеет плюсы и минусы. К сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимостью от политического давления. Проблемы в реализации денежной политики создаются циклической ассиметрией. Эффективность монетарной политики также может снижаться в результате противонаправленного изменения скорости обращения денег.

Начинайте торговлю и получайте бонусы:
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Список лучших брокеров бинарных опционов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: